В постановлении коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно - технологический аспекты» преемственность между всеми звеньями обучения рассматривается как основное условие непрерывного образования, воспитания и развития ребенка, заключающееся в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования, имеющее общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.
При планировании и организации работы в учреждениях дошкольного и общего среднего образования используются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования.
При планировании и организации работы в учреждениях дошкольного и общего среднего образования используются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования.
а) Работа с педагогами может включать:
– инструктивно-методические совещания, семинары-практикумы с учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса;
– педагогические консилиумы (по вопросам адаптации 6-летних детей к школе, по определению функциональной готовности детей к обучению);
– взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;
– собеседования с учителями, воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
– обмен опытом работы между учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;
– заседания методических объединений учителей и воспитателей учреждений дошкольного и общего среднего образования;
– выставки пособий и дидактического материала;
–заседания круглого стола по выполнению образовательных стандартов дошкольного образования;
– посещение воспитателями учреждений дошкольного образования своих выпускников в период адаптации.
– контроль за работой педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования со стороны руководителей и оказание им методической помощи;
– составление методических рекомендаций по результатам изучения деятельности педагогических кадров.
б) Работа с детьми может включать:
– участие воспитанников учреждений дошкольного образования в торжественной линейке, посвященной празднику Первого звонка;
– экскурсии в библиотеку, школьный музей, по школе;
– совместные выставки рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп;
– участие учащихся первых классов в физкультурных, музыкальных праздниках, организованных в учреждениях дошкольного образования;
– выступление вокальных, театральных, хореографических коллективов с концертами перед воспитанниками учреждений дошкольного образования (концерты, показы кукольных спектаклей);
– обеспечение в каждом учреждении общего среднего образования функционирования группы по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на I ступени общего среднего образования.
в) Работа с законными представителями детей может включать:
– посещение семей с целью изучения семейно-бытовых условий;
– собрания для родителей учащихся первых классов («Трудности адаптации первоклассников к школе»), для родителей детей учреждения дошкольного образования («Ваш будущий школьник»);
– консультации для родителей, открытые просмотры учебных занятий;
– дни открытых дверей;
– анкетирование родителей;
– тематические выставки (уголок школьника «Что должен знать и уметь будущий школьник»).
г) Деятельность психолого-дефектологической службы может включать:
– диагностику готовности детей к обучению в первых классах;
– наблюдение за адаптацией учащихся первых классов к обучению в школе;
– проведение коррекционных занятий с детьми;
– консультации педагогов;
– индивидуальные консультации для родителей;
– участие в проведении родительских собраниях, днях открытых дверей и др.
Организационно-методическое сопровождение осуществления преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования
- Комплектование старшей группы детьми по возрастному принципу.
- Обеспечение кадрами: подбор воспитателей для работы в старших группах, их образование, стаж педагогической работы, опыт работы со старшими детьми. Своевременность повышения квалификации воспитателей (повышение квалификации, участие в работе методических объединений).
- Создание условий для работы с шестилетними детьми:
а) методический кабинет:
– нормативные и правовые акты Министерства образования Республики Беларусь;
– мероприятия по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования;
– учебная программа дошкольного образования,
– протоколы педсоветов;
– материалы педсоветов, консультаций, семинаров, открытых занятий;
– материалы совместных музыкальных и физкультурных праздников;
– материалы совместных выставок;
– материалы взаимопосещений педагогами занятий в учреждениях дошкольного и общего среднего образования;
– протоколы и материалы родительских собраний;
– материалы по работе семейных клубов, консультативных центров
– результаты анкетирования родителей;
– материалы опыта работы педагогов с детьми по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования;
– наличие методической литературы.
б) группы:
– уровень соответствия развивающей предметно-игровой развивающей среды установленным требованиям;
– оснащенность образовательного процесса учебно-методическими комплексами;
– наличие документации воспитателя: плана образовательного процесса с воспитанниками; протоколов родительских собраний; табеля учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования; сведения о родителях и воспитанниках.
- Качество здоровьесберегающей системы в учреждении дошкольного образования. Соответствие медико-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника установленным требованиям нормативных правовых актов. Наличие углубленных медицинских осмотров детей. Состояние здоровья детей. Анализ заболеваемости детей. Профилактика заболеваемости. Рациональность и сбалансированность питания. Определение оптимальной учебной нагрузки на ребенка. Соответствие распорядка жизнедеятельности детей в учреждении дошкольного образования утвержденным нормам. Уровень взаимодействия сотрудников в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности детей в течение дня. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
- Качество образовательного процесса. Соответствие организации образовательного процесса образовательной программе дошкольного образования; используемых образовательных методик, технологий концептуальным положениям дошкольной педагогики и возрастной психологии.
Уровень соответствия развития выпускников дошкольного учреждения образовательным стандартам дошкольного образования, которые оцениваются педагогами воспитанников
- Реализация задачи развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста.
Беседы с педагогами по вопросам:
- знания нормативных правовых актов;
- программ первого класса учреждений общего среднего образования и учреждений дошкольного образования;
- организации обучения и воспитания детей (способствуют ли методические приемы воспитателя на занятиях активизации умственной деятельности детей, формированию у них умственных действий и операций (сравнения, анализа, обобщения, систематизации, классификации и др.).
Собеседование с педагогами по вопросам взаимопосещений занятий и уроков.
- Деятельность психологической службы: оценка интеллектуального и личностного развития детей, саморегуляции, сформированности игровой и учебной деятельности. Выявление детей с девиантным поведением, выработка коррекционной программы и работа по ней. Консультации для учителей и родителей по вопросам адаптации ребенка к школе и проблемам детей. Педагогические консилиумы по вопросам преемственности в работе психолога учреждения дошкольного образования и школы.
- Организация совместной работы воспитателей и родителей по осуществления преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования (изучение семьи; проведение родительских собраний, дней открытых дверей, консультаций, бесед и других форм с участием учителей школы; изучение лучшего семейного опыта, работа с семьями группы социального риска, организация наглядно-информационных форм работы Организация работы с детьми, не посещающими дошкольные учреждения дошкольного образования. Оказание образовательных услуг.
Компоненты школьной готовности
Физиологическая готовность ребенка к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности к школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физиологические ослабленные дети, даже при наличии высокого уровня умственных способностей, нередко испытывают трудности в обучении. Физиологическая готовность подразумевает также и развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движений).
К началу школьного обучения необходимо сформировать у ребенка умения:
- правильно держать ручку, карандаш, кисточку;
- рисовать узоры по клеточкам и в линию;
- заштриховывать фигуры, не выходя за контуры;
- рисовать фигуры и картинки по заданному контуру.
Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребенок. Включает в себя: определенный запас представлений об окружающем, элементарные математические представления, начальные навыки чтения и письма.
К 6 годам дошкольники имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем мире: знают
- свое имя и фамилию, имена и отчество родителей;
- домашний адрес;
- возраст;
- устанавливают родственные связи (знают имена братьев, сестер, бабушек, дедушек);
- называют, кем работают родители;
- различают времена года, перечисляют их признаки, части суток;
- знают названия и последовательность дней недели;
- имеют элементарные представления о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений.
Как правило, к моменту поступления в школу ребенок владеет следующими элементарными математическими представлениями:
- умеет считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- сравнивать числа первого десятка между собой;
- уменьшать и увеличивать числа в пределах 10;
- определять пропущенное число;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- сравнивать предметы по высоте, ширине, длине;
- различать формы предметов;
- решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание;
- знать состав чисел первого десятка.
Речевая готовность Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Чем лучше у ребенка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
Речевая готовность включает в себя:
- умение правильно произносить все звуки родного языка;
- различать и называть слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество букв и звуков в словах;
- делить слова на слоги;
- складывать из букв слова, из слов предложения;
- уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- подбирать синонимы и антонимы;
- пересказывать знакомые сказки и рассказы;
- составлять рассказы по картинке (серии картинок)