Городской семинар-практикум "Организация исследовательской деятельности младших школьников"
28.03.202427 марта на базе Средней школы № 4 прошел семинар-практикум «Организация исследовательской деятельности младших школьников» для учителей начальных классов. Организатором методического мероприятия выступило государственное учреждение «Учебно-методический кабинет города Жодино». На мероприятие были приглашены заместители заведующих по основной деятельности учреждений дошкольного образования. Цель семинара – повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через совершенствование методической подготовленности в работе по организации исследовательской деятельности учащихся.
Проблема развития учебно-исследовательских умений учащихся 1 ступени общего среднего образования не теряет своей актуальности. Именно в младшем возрасте легче всего включить ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Развитие познавательного интереса и готовности к открытию нового влечет за собой развитие самостоятельности и активности в процесс познания. А самостоятельность, возникшая из внутренней мотивации, в дальнейшем сформирует потребность подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
На семинаре были рассмотрены вопросы развития исследовательских способностей на учебных занятиях и во внеурочное время; представлен алгоритм работы над исследованием (участникам были предоставлены буклеты-помощницы), даны рекомендации по написанию и оформлению работ исследовательского характера (И.Г.Пикалова, методист УМК); представлен успешный опыт работы по организации исследовательской деятельности учащихся (Н.В.Корнева, учитель начальных классов СШ № 5). Разобраться в «Вопросной деятельности, или Как научиться задавать правильные вопросы» помогла педагогам С.И.Локис, учитель-методист из Гимназии № 1.
Изучая проблему организации исследовательской деятельности, участники семинара убедились, что все усилия по организации системы исследовательской деятельности учащихся должны быть направлены на формирование внутренней мотивации, потребности к изучению мира, себя и себя в этом мире, а не только на подготовку учащегося к взрослой жизни, развитию у него тех или иных навыков, получению определенных специализированных знаний. А участие детей в конкурсе работ исследовательского характера «Я – исследователь» способствует развитию исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества. Многие дети увлекаются исследованием, им нравится наблюдать, экспериментировать. Результатом работы над исследованиями являются успешные выступления на школьном этапе конкурса, позже – победы на городском и областном этапах конкурса (фестиваля). И этот успех – общий! Это ведь здорово, когда ребенок чувствует себя способным, самостоятельным и в мыслях, и в действиях, а мы, педагоги, должны лишь в этом им помогать.