Городской семинар-практикум в рамках преемственности детского сада и школы
28.04.2022«В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной».
М.Пришвин
Важным направлением дошкольного и начального языкового образования является речевое развитие детей. Для того чтобы повысить эффективность совершенствования речевой деятельности младших школьников, педагог должен ориентироваться в современных подходах к решению проблемы преемственности между данными ступенями обучения. В целях создания единого педагогического пространства для обмена и распространения опыта, совершенствования профессиональных компетенций педагогов в области развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста 26 апреля текущего года на базе детского сада-средней школы № 1 состоялся семинар-практикум, в рамках постоянно действующего семинара «Преемственность обучения и воспитания на разных ступенях», с воспитателями дошкольных групп и учителями начальных классов учреждений образования города.
Организатором методического мероприятия выступило государственное учреждение «Учебно-методический кабинет города Жодино».
Руководитель постоянно действующего семинара «Преемственность обучения и воспитания на разных ступенях», заместитель директора по основной деятельности детского сада-средней школы № 1 Марина Петровна Романова актуализировала тему семинара-практикума «Преемственность детского сада и школы в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования». Заявленная тема носит актуальный характер, так как развитие речи детей дошкольного и младшего школьного возраста является одной из важнейших педагогических задач. Сформированность речевых умений указывает на общий уровень развития ребенка, его готовность к школьному обучению, а также на возможные нарушения развития. Успех дошкольников в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют их дальнейший успех в учебной деятельности по всем учебным предметам в школе.
Педагог-психолог детского сада-средней школы № 1 Ольга Александровна Шевель в теоретическом блоке раскрыла причины нарушения речи у современных дошкольников, дала рекомендации по коррекции нарушений речи детей.
Практический блок «Методы и приёмы развития речевых умений у дошкольников и младших школьников» был представлен фрагментом занятия на ПКПП – «Использование мнемотехники для развития связной речи у младших школьников» учителем-дефектологом детского сада-средней школы № 1 Т.Е.Шлыкович. Татьяной Евгеньевной был показан фрагмент занятия с младшими школьниками. Во фрагменте занятия участники семинара-практикума воочию увидели активное использование специалистом приёмов мнемотехники для развития связной речи у учащихся.
Опытом работы использования интеллект-карт как средство речевого развития дошкольников поделилась заместитель заведующего по основной деятельности яслей-сада № 19 «Пралеска» Ольга Викторовна Швайбович.
Эмоциональный отклик у участников семинара-практикума произвёл просмотр театральной постановки по сказке М.Ю. Картушиной «Заяц-портной» воспитателя разновозрастной группы детского сада-средней школы № 1 Натальи Фёдоровны Ярошевич.
Опыт работы по использованию эффективных методов и приёмов развития речевых умений младших школьников был презентован учителем начальных классов И.О.Кравченко из гимназии № 1. Ирина Олеговна наглядно продемонстрировала эффективные методы и приёмы по развитию связной речи младших школьников, используемые ею в профессиональной деятельности, с участниками семинара-практикума.
В завершение методического мероприятия участникам семинара-практикума было предложено провести рефлексию, ответив на вопросы анкеты. Рефлексия участников позволила сделать вывод о целесообразности и эффективности проведённого методического мероприятия. Педагоги получили ответы на волнующие их вопросы, почерпнули полезной, актуальной информации. Надеемся, что полученные методические материалы не только займут достойное место в методической копилке, но и найдут практическое применение в профессиональной деятельности педагогов.