Преемственность дошкольного и общего среднего образования

В постановлении коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014  № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно - технологический аспекты» преемственность между всеми звеньями обучения рассматривается как основное условие непрерывного образования, воспитания и развития ребенка, заключающееся в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования, имеющее общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.

При планировании и организации работы в учреждениях дошкольного и общего среднего образования используются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования. 

При планировании и организации работы в учреждениях дошкольного и общего среднего образования используются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования.

а) Работа с педагогами может включать:

– инструктивно-методические совещания, семинары-практикумы с учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса;

– педагогические консилиумы (по вопросам адаптации 6-летних детей к школе, по определению функциональной готовности детей к обучению);

– взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;

– собеседования с учителями, воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;

– обмен опытом работы между учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;

– заседания методических объединений учителей и воспитателей учреждений дошкольного и общего среднего образования;

– выставки пособий и дидактического материала;

–заседания круглого стола по выполнению образовательных стандартов дошкольного образования;

– посещение воспитателями учреждений дошкольного образования своих выпускников в период адаптации.

– контроль за работой педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования со стороны руководителей и оказание им методической помощи;

– составление методических рекомендаций по результатам изучения деятельности педагогических кадров.

б) Работа с детьми может включать:

– участие воспитанников учреждений дошкольного образования в торжественной линейке, посвященной празднику Первого звонка;

– экскурсии в библиотеку, школьный музей, по школе;

– совместные выставки рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп;

– участие учащихся первых классов в физкультурных, музыкальных праздниках, организованных в учреждениях дошкольного образования;

– выступление вокальных, театральных, хореографических коллективов с концертами перед воспитанниками учреждений дошкольного образования (концерты, показы кукольных спектаклей);

– обеспечение в каждом учреждении общего среднего образования функционирования группы по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на I ступени общего среднего образования.

в) Работа с законными представителями детей может включать:

– посещение семей с целью изучения семейно-бытовых условий;

– собрания для родителей учащихся первых классов («Трудности адаптации первоклассников к школе»), для родителей детей учреждения дошкольного образования («Ваш будущий школьник»);

– консультации для родителей, открытые просмотры учебных занятий;

– дни открытых дверей;

– анкетирование родителей;

– тематические выставки (уголок школьника «Что должен знать и уметь будущий школьник»).

г) Деятельность психолого-дефектологической службы может включать:

– диагностику готовности детей к обучению в первых классах;

– наблюдение за адаптацией учащихся первых классов к обучению в школе;

– проведение коррекционных занятий с детьми;

– консультации педагогов;

– индивидуальные консультации для родителей;

– участие в проведении родительских собраниях, днях открытых дверей и др.

 

 Организационно-методическое сопровождение осуществления преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования

  1. Комплектование старшей группы детьми по возрастному принципу.
  2. Обеспечение кадрами: подбор воспитателей для работы в старших группах, их образование, стаж педагогической работы, опыт работы со старшими детьми. Своевременность повышения квалификации воспитателей (повышение квалификации, участие в работе методических объединений).
  3. Создание условий для работы с шестилетними детьми:

а) методический кабинет:                                          

– нормативные и правовые акты Министерства образования Республики Беларусь;

– мероприятия по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования;

– учебная программа дошкольного образования,

– протоколы педсоветов;

– материалы  педсоветов, консультаций, семинаров, открытых занятий;

– материалы совместных музыкальных и физкультурных праздников;

– материалы совместных выставок;

– материалы взаимопосещений педагогами занятий в учреждениях дошкольного и общего среднего образования;

– протоколы и материалы родительских собраний;

– материалы по работе семейных клубов, консультативных центров

– результаты анкетирования родителей;

– материалы опыта работы педагогов с детьми по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования;

– наличие методической литературы.

б) группы:

– уровень соответствия развивающей предметно-игровой развивающей среды установленным требованиям;

– оснащенность образовательного процесса учебно-методическими комплексами;

– наличие документации воспитателя: плана образовательного процесса с воспитанниками; протоколов родительских собраний; табеля учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования; сведения о родителях и воспитанниках.

  1. Качество здоровьесберегающей системы в учреждении дошкольного образования. Соответствие медико-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника установленным требованиям нормативных правовых актов. Наличие углубленных медицинских осмотров детей. Состояние здоровья детей. Анализ заболеваемости детей. Профилактика заболеваемости. Рациональность и сбалансированность питания. Определение оптимальной учебной нагрузки на ребенка. Соответствие распорядка жизнедеятельности детей в учреждении дошкольного образования утвержденным нормам. Уровень взаимодействия сотрудников в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности детей в течение дня. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
  2. Качество образовательного процесса. Соответствие организации образовательного процесса образовательной программе дошкольного образования; используемых образовательных методик, технологий концептуальным положениям дошкольной педагогики и возрастной психологии.

 Уровень соответствия развития выпускников дошкольного учреждения образовательным стандартам дошкольного образования, которые оцениваются педагогами воспитанников

  • Реализация задачи развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста.

Беседы с педагогами по вопросам:

  • знания нормативных правовых актов;
  • программ первого класса учреждений общего среднего образования и учреждений дошкольного образования;
  • организации обучения и воспитания детей (способствуют ли методические приемы воспитателя на занятиях активизации умственной деятельности детей, формированию у них умственных действий и операций (сравнения, анализа, обобщения, систематизации, классификации и др.).

Собеседование с педагогами по вопросам взаимопосещений занятий и уроков.

  • Деятельность психологической  службы: оценка интеллектуального и личностного развития детей, саморегуляции, сформированности игровой и учебной деятельности. Выявление детей с девиантным  поведением, выработка коррекционной программы и работа по ней. Консультации для учителей и родителей по вопросам адаптации ребенка к школе и проблемам детей. Педагогические  консилиумы по вопросам преемственности в работе психолога учреждения дошкольного образования и школы.
  • Организация совместной работы воспитателей и родителей по осуществления преемственности  в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования (изучение семьи; проведение родительских собраний, дней открытых дверей, консультаций, бесед и других форм  с участием учителей школы; изучение лучшего семейного опыта, работа с семьями группы социального риска, организация наглядно-информационных форм работы Организация работы с детьми, не посещающими дошкольные учреждения дошкольного образования. Оказание образовательных услуг.

 

 

Компоненты школьной готовности

     Физиологическая готовность ребенка к школе  определяется уровнем развития основных функциональных систем организма и  состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности к школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физиологические ослабленные дети, даже при наличии высокого уровня умственных способностей, нередко испытывают трудности в обучении. Физиологическая готовность подразумевает также и развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движений).

 К началу школьного обучения необходимо сформировать у ребенка умения:

  • правильно держать ручку, карандаш, кисточку;
  • рисовать узоры по клеточкам и в линию;
  • заштриховывать фигуры, не выходя за контуры;
  • рисовать фигуры и картинки по заданному контуру.

         Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребенок. Включает в себя: определенный запас представлений об окружающем, элементарные математические представления, начальные навыки чтения и письма.

К 6 годам дошкольники имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем мире: знают

  • свое имя и фамилию, имена и отчество родителей;
  •   домашний адрес;
  •   возраст;
  • устанавливают родственные связи (знают имена братьев, сестер, бабушек, дедушек);
  • называют, кем работают родители;
  • различают времена года, перечисляют их признаки, части суток;
  • знают названия и последовательность дней недели;
  • имеют элементарные представления о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений.

      Как правило, к моменту поступления в школу ребенок владеет следующими элементарными математическими представлениями:

  • умеет считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
  • сравнивать числа первого десятка между собой;
  • уменьшать и увеличивать числа в пределах 10;
  • определять пропущенное число;
  • соотносить цифру с количеством предметов;
  • сравнивать предметы по высоте, ширине, длине;
  • различать формы предметов;
  • решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание;
  • знать состав чисел первого десятка.

Речевая готовность Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Чем лучше у ребенка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

Речевая готовность включает в себя:

  • умение правильно произносить все звуки родного языка;
  • различать и называть слова с определенным звуком;
  • определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество букв и звуков в словах;
  • делить слова на слоги;
  •  складывать из букв слова, из слов предложения;
  • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы по картинке (серии картинок)

 

Опросы
Как Вы оцениваете систему образования города?