Профориентация

Главным богатством любой страны являются не недра, не территории, не производственные мощи, не финансы, а человеческий потенциал. От того, насколько люди данной страны будут реализовывать свои таланты на благо общества, и зависит её процветание.

Цели профориентационной работы:
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Главные задачи деятельности педагогических работников по профориентации учащихся:


- сформировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей личности).

Основные направления профориентационной работы:

профессиональное информирование;
профессиональное воспитание;
профессиональная консультация;
профессиональная диагностика;
профессиональная адаптация.

Этапы профориентационной работы в дошкольном учреждении и в школе

Младшие и старшие группы в дошкольном учреждении: формирование у дошкольников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной включенности в различные ее виды,
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запросов ходе факультативных занятий; групповое и индивидуальное консультирование с цель. Выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентирам.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Нормативная и методическая основа профориентационной работы

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006 г.);

2. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006–2010 годы;

3. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь (2001 г.);

4. Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь;

5. Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006–2010 годы;

6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.04.2006 №42 «Об утверждении положения о социально-педагогической и психологической службе учреждений образования»;

7. Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15.06.2010 № 125-З;

8. Методические рекомендации Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи (2008 г.);

9. Методические рекомендации Министерства образования по организации профессионального обучения учащихся на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации (2009 г.);

10. Методические рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися, посещающими факультативные занятия правовой направленности (2009 г.);

11. Методические рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися, посещающими факультативные занятия по направлению «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (2008 г.).

свернуть

ПЕРЕЧЕНЬ высших и средних специальных учебных заведений Республики Беларусь

Брестская область

 

Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

Перейти на официальный сайт унивеситета 

Брестский государственный технический университет

Перейти на официальный сайт унивеситета 

Барановичский государственный университет

Перейти на официальный сайт унивеситета

Полесский государственный университет

Перейти на официальный сайт унивеситета

Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины

Перейти на официальный сайт академии

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

Перейти на официальный сайт унивеситета

Витебский государственный технологический университет

Перейти на официальный сайт унивеситета

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет

Перейти на официальный сайт унивеситета

Полоцкий государственный университет

Перейти на официальный сайт унивеситета

 

Гомельская область

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

Перейти на официальный сайт унивеситета

Белорусский государственный университет транспорта

Перейти на официальный сайт унивеситета

Гомельский государственный медицинский университет

Перейти на официальный сайт унивеситета

Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого

Перейти на официальный сайт унивеситета

Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина

Перейти на официальный сайт унивеситета

Гомельский инженерный институт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Перейти на официальный сайт института

 

Гомельская область

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Перейти на официальный сайт унивеситета

Гродненский государственный аграрный университет

Перейти на официальный сайт унивеситета

Гродненский государственный медицинский университет

Перейти на официальный сайт унивеситета

 

Могилевская область

Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия

Перейти на официальный сайт академии

Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова

Перейти на официальный сайт унивеситета

Могилевский государственный университет продовольствия

Перейти на официальный сайт унивеситета

Белорусско-Российский университет

Перейти на официальный сайт унивеситета

Город Минск

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Перейти на официальный сайт академии

Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Перейти на официальный сайт академии

Военная академия Республики Беларусь

Перейти на официальный сайт академии

Белорусский государственный университет

Перейти на официальный сайт унивеситета

Белорусский государственный аграрный технический университет

Перейти на официальный сайт унивеситета

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Перейти на официальный сайт унивеситета

Белорусский государственный медицинский университет

Перейти на официальный сайт унивеситета

Белорусский государственный технологический университет

Перейти на официальный сайт унивеситета

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Перейти на официальный сайт унивеситета

Белорусский государственный университет культуры и искусств

Перейти на официальный сайт унивеситета

Белорусский государственный университет физической культуры

Перейти на официальный сайт унивеситета

Белорусский государственный экономический университет

Перейти на официальный сайт унивеситета

Белорусский национальный технический университет

Перейти на официальный сайт унивеситета

Международный государственный экологический университет имени А.Д.Сахарова

Перейти на официальный сайт унивеситета

Командно-инженерный институт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Перейти на официальный сайт института

Высший государственный колледж связи

Перейти на официальный сайт колледжа

Минский государственный высший радиотехнический колледж

Перейти на официальный сайт колледжа

Минский государственный высший авиационный колледж

Перейти на официальный сайт колледжа

Минский государственный лингвистический университет

Перейти на официальный сайт унивеситета

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации

Перейти на официальный сайт унивеситета

БИП – институт правоведения

Перейти на официальный сайт института

Женский институт «ЭНВИЛА»

Перейти на официальный сайт института

Институт парламентаризма и предпринимательства

Перейти на официальный сайт института

Институт предпринимательской деятельности

Перейти на официальный сайт института

Институт современных знаний имени А.М. Широкова

Перейти на официальный сайт института

Международный гуманитарно-экономический институт

Перейти на официальный сайт института

Международный институт трудовых и социальных отношений

Перейти на официальный сайт института

Минский институт управления

Перейти на официальный сайт института

Частный институт управления и предпринимательства

Перейти на официальный сайт института

ПЕРЕЧЕНЬ средних специальных учебных заведений Республики БеларусьБрестская область

Брестский государственный политехнический колледж

Перейти на официальный сайт колледжа

Барановичский технологический колледж Белкоопсоюза

Пинский государственный индустриально-педагогический

Перейти на официальный сайт колледжа

 

Витебская область

Витебский государственный технический колледж

Перейти на официальный сайт колледжа

Новополоцкий государственный политехнический техникум

Оршанский государственный механико-экономический колледж

Гомельская область

Гомельский государственный машиностроительный колледж

Перейти на официальный сайт колледжа

Мозырский государственный политехнический техникум

Перейти на официальный сайт техникума

Светлогорский государственный индустриальный колледж

Перейти на официальный сайт колледжа

 

Гродненская область

Гродненский государственный политехнический колледж

Перейти на официальный сайт колледжа

Лидский колледж учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Волковысский государственный аграрный колледж

 

Минская область

Борисовский государственный политехнический колледж

Перейти на официальный сайт колледжа

Молодечненский государственный политехнический колледж

Перейти на официальный сайт колледжа

Солигорский государственный горно-химический техникум

Перейти на официальный сайт техникума

Могилевский государственный политехнический колледж

Перейти на официальный сайт колледжа

Бобруйский Государственный автотранспортный колледж

Перейти на официальный сайт колледжа

Климовичский государственный аграрный колледж

Могилевский государственный библиотечный колледж имени А.С.Пушкина

Перейти на официальный сайт колледжа

Город Минск

Филиал «Индустриально-педагогический колледж» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»

Минский государственный политехнический колледж

Перейти на официальный сайт колледжа

Минский государственный торговый колледж

Перейти на официальный сайт колледжа

Минский государственный автомеханический колледж

Перейти на официальный сайт колледжа

свернуть

Профориентация - Выпускнику

Минская область алфавитный указатель профессий 2018 года

Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»

ГУО «УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Учреждение образования «Слуцкий государственный колледж»

Учреждение образования “Белорусская государственная академия искусств ” »

Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ” »

Принято Постановление Министерства образования от 9 марта 2017 года № 17 «О сроках проведения в 2017 году вступительной кампании для получения высшего образования I ступени». 

Полный текст Постановлениячитайтена портале Министерства образования в разделе «Проекты» – «Вступительная кампания» (http://edu.gov.by/page-26941) и в разделе «Абитуриенту» – «Поступающим в учреждения высшего образования»(http://edu.gov.by/page-24811).

Уважаемые абитуриенты!

Изданы и поступили в продажу сборники, содержащие тестовые задания по математике и русскому языку, предложенные абитуриентам при проведении первого и второго этапов репетиционного тестирования в 2016/2017 учебном году. Ко всем заданиям даны подробные комментарии и ответы. В изданиях приведены также образцы бланков ответов, использование которых поможет приобрести навыки заполнения бланка и избежать технических ошибок при оформлении ответов на централизованном тестировании.

Пособия рекомендуются учащимся старших классов, абитуриентам для самостоятельной подготовки к централизованному тестированию, а также учителям и преподавателям учреждений общего среднего образования.

В Республике Беларусь изменяются правила приема в учреждения высшего и среднего специального образования

В правила приема в учреждения высшего и среднего специального образования внесены изменения. Соответствующий Указ подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко.

Согласно документу, абитуриентам предоставлена возможность сдавать централизованное тестирование по четырем учебным предметам, при этом срок действия сертификатов ЦТ продлен до двух лет. Кроме того, увеличено количество резервных дней для прохождения ЦТ абитуриентами, не явившимися на ЦТ по уважительным причинам. Для этих целей будет организовано до трех резервных дней.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь www.pravo.by

 

 

Профессии, которые выбирают дети

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжать образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни молодого человека. Для выбора профессии подростку необходима информация о мире профессий в целом, о возможностях и требованиях каждой из них и  о себе самом, своих способностях, интересах. Мир профессий, как и всё остальное, часто кажется подростку чёрно-белым: в «хорошей» профессии всё хорошо, в «плохой» — всё плохо.

Категоричность подросткового выбора и нежелание рассмотреть другие варианты и возможности часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний. В будущем это может привести к разочарованию. В вопросе  о выборе профессии недопустимы со стороны родителей нажим на молодого человека, нежелание считаться с его интересами. Чтобы иметь возможность корректировать их, нужны авторитет, терпение и такт.

Сегодня мы посмотрим классификации профессий, на что надо обратить внимание при ознакомлении с конкретным видом труда. Любая профессия и специальность предъявляет определённые требования к человеку. Может случиться так, что психологические особенности вашего ребёнка будут не полностью соответствовать требованиям той профессии, которую вы хотели бы выбрать.

В современном обществе существует десятки тысяч видов труда. Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

Профессия – это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития. Специальность – вид занятий в рамках одной профессии Пример: профессия – учитель;  специальность – учитель истории, учитель химии, учитель математики

Существует десятки тысяч профессий и специальностей. Сориентироваться в их огромном мире очень трудно. Помочь в этом может классификация профессий.

Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то признакам. В мире профессий умелое использование классификации поможет выбрать из множества  профессий те, с которыми вы и ваши дети хотели бы познакомиться поближе, а также разобраться в современном производстве.

Существуют различные виды классификации профессий:

  • по первой букве их названия,
  • по характеру труда физический труд умственный труд по отраслям народного хозяйства
  • по признаку материального производства
  • профессии производственной сферы
  • профессии непроизводственной сферы
  • по уровню и характеру требуемой квалификации
    - А) высококвалифицированные
    - Б) квалифицированные
    - В) малоквалифицированные
    - Г) неквалифицированные

Ни одна из классификаций не может служить ориентиром в выборе будущей профессии. В самом деле, можно ли выбрать ту или иную профессию, не зная требований, которые она предъявляет к личности работника: его способностям, интересам, возможностям. Очевидно нет. Этим  целям наилучшим образом отвечает классификация профессий  построенная по признакам идущим от человека

По первому признаку – предмет труда – все существующие профессии и специальности можно разделить на 5  типов:

  • Т «человек – техника» — предмет труда техника. Это все профессии, связанные с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой и наладкой,  в том числе и управлением (водитель, слесарь-ремонтник, техник, наладчик технологического оборудования).
  • Ч «человек – человек» — труд этих профессий направлен на воспитание и обучение, бытовое, торговое и медицинское обслуживание (учитель, продавец, экскурсовод).
  • П «человек – природа» — предмет труда природа: растительный, животный мир, микроорганизмы (биолог, цветовод).
  • З «человек – знаковая система» — объектом труда человека выступают  различные знаки: цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, рисунки, дорожные знаки (экономист, топограф, чертёжник).
  • Х «человек – художественный образ» — профессии труд которых связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актёрской деятельностью (музыкант, артист, модельер).

Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда.

  • Г – гностические профессии и специальности ( «гнозис» от др.греческого – знание или познание). Конечный продукт деятельности человека предполагает узнать, распознать, проконтролировать,  оценить, исследовать
  • П – по своим целям связан с активным изменением свойств, состояние предметов труда, поэтому профессии называют – преобразующими.
  • И – изыскательские профессии. На первый план выступает та цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения.

Классы профессий в свою очередь подразделяются на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства

  • Р – профессии, связанные с использованием ручных орудий труда (моляр, хирург, сантехник, зубной врач).
  • М – профессии, связанные с использованием машин с ручным или ножным управлением (токарь, фрезеровщик, машинист крана).
  • А – профессии, связанные с использованием автоматизированного и автоматического оборудования (сталевар, печатник, ткачиха, оператор энергосистем).
  • Ф - профессии и специальности, в  которых основными орудиями труда выступают функциональные средства организма человека ( певец, актёр, балерина).

По условиям труда можно выделить 4 группы профессий: 

  • труд в обычных бытовых условиях
  • труд на открытом воздухе
  • труд с повышенной материальной ответственностью
  • труд с повышенной ответственностью за здоровье и жизнь человека или за духовное развитие человека

При выборе профессии родителям необходимо:

  • знать состояние здоровья подростка;
  • иметь представление об умственных способностях, индивидуальных особенностях характера ребенка независимо от того, считаются они положительными или отрицательными.

Основное условие для правильного выбора профессии – самостоятельность подростка. Нельзя решать этот вопрос вместо него, надо, чтобы он сознательно относиться к выбору профессии, чувствовал ответственность за своё решение. Однако из этого не следует, что можно пустить дело на самотёк, надо как можно больше помогать подростку в этом вопросе, его нужно готовить к выбору профессии. Знать, каковы черты личности подростка, как они соответствуют той или иной профессии, с помощью каких средств можно выявить наиболее трудно распознаваемые особенности личности подростка.
Подростки, которых долго опекают, страхуют от трудностей, начинают бояться наступления ответственной взрослости; представление, что «будущее само придёт», — установка иждивенца.

Очень многое зависит от семьи. В семье ребёнок включается в полезную трудовую деятельность, что формирует его отношение к труду. Родители существенно влияют на содержание планов подростка. Вначале подросток пытается предвосхитить своё будущее, не задумываясь о средствах  его достижения.

Подросток представляет будущее общественное положение, не задумываясь, что для этого надо сделать. Отсюда и характерная зависимость уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся.

Выбор профессии – сложный и длительный процесс.  Здесь существует опасность затягивания и откладывания подростком профессионального самоопределения в связи с отсутствием устойчивых интересов. Это сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения. Необходимо расширение кругозора и интересов ребёнка, ознакомление с разными видами деятельности, практическое приобщение к труду.

Подростковые увлечения обусловлены случайными факторами. Подросток ориентируется только на содержание деятельности, не замечая других аспектов. Юношеский возраст сложен, при всей тяге к независимости подросток нуждается в родительском совете и помощи. Но совет и убеждение нельзя заменить приказами и криками. В силу возрастных, ролевых  различий родители почти никогда не в состоянии целиком принять и одобрить поведение, стиль жизни, вкусы своих взрослеющих детей.

Многих это раздражает, но уверенность в своей правоте не должна превращаться в чувство своей непогрешимости. Нетерпимость – плохой советчик. Многие недостатки наших детей – продолжение наших собственных качеств, следствие нашего стиля жизни. Выросшие дети – зеркало, в котором отражаются те черты, которые  мы не  хотим замечать в самих себе.

Авторитарный стиль воспитания, попытки заменить убеждения  приказом вызывают у подростков негативную реакцию, протест.  А если нет – значит, ваш ребёнок  слабоволен, несамостоятелен или ограничен.

Каждое поколение и каждый индивид имеет право на собственную индивидуальность. Чем старше становятся дети, тем   больше в них собственной независимости от родителей. Не надо бояться этого и делать вид, будто у  нас в карманных лежат готовые ответы на все жизненные вопросы, только почему-то недосуг их вовремя достать

Романтизируя профессию, не следует терять чувства реальности. Необходимо наряду с положительными сторонами профессии отмечать трудности в овладении ею, определённые неудобства, если они есть

Рекомендации родителям

Выбор будущей профессии

  • Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе беседы с ним. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
  • Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
  • Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
  • Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
  • Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
  • Вместе, но не вместо. Главное для родителей — отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают — потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

7 шагов к решению 

Задача родителей — не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки — названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет — минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации — не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист — отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя — выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов — к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. Обратите внимание: занятия в большинстве из них бесплатные.)

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя — свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой — соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту — умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу — физическую подготовку и организаторские способности и т. д.

ШАГ 6. В университет — на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз — и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

Ошибка — тоже опыт 

Выбор профессии — дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся — в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.

Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

Выбор профессии

  • Выбор профессии - не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
  • Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
  • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: “Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!”.
  • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
  • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
  • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
  • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
  • Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
  • Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
  • Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
  • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
  • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

Советы подросткам

 «Выбор профессии – выбор будущего!»

  • Выбор профессии — не минутное дело, он может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни. 
  • Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете. 
  • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: “Я буду бизнесменом, у меня будет новый сотовый телефон или новый автомобиль!”. 
  • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты ещё найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно. 
  • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом. 
  • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены. 
  • Попробуй протестироваться у педагога- психолога школы. Тесты, анкеты и компьютерная диагностика могут помочь выбрать правильное направление. 
  • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил. 
  • Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед важным выбором. 
  • Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или рабочими. 
  • Постарайся обратить особое внимание на те учебные предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение. 
  • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше. 
  • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

Куда пойти учиться

В помощь выпускнику

Информация о профессиях и специальностях:

  • Сайт Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by);

Информация об учебных заведениях:

  • правила приема в учреждения профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (www.ripo.unibel.by);
  • перечень учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (kudapostupat.by);

Официальные сайты, содержащие информацию по профориентационной работе

  • Министерство образования Республики Беларусь: edu.gov.by;
  • Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;
  • Национальный институт образования: www.adu.by;
  • Академия последипломного образования: www.akademy.by;
  • Республиканский институт профессионального образования: www.ripo.unibel.by;
  • Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;
  • Республиканский институт высшей школы: www.nihe.bsu.by;
  • Республиканский институт контроля знаний: www.rikz.unibel.by;
  • Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by;
  • Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона: kudapostupat.by  

Промышленность города Жодино

 

Учреждение «Городской ресурсный центр»

Адрес: ул. Харьковская, д.88, г. Минск, 220074
Адрес электронной почты (е-mail): rcpom@tut.by
Режим работы:
понедельник-четверг c 09.00 до 18.00
пятница  с 09.00 до 16.45; перерыв  с 13.00 до 13.45
Приемная: тел. (017) 207-10-52
Сайт: http://minskgrc.by/

Ключевые направления деятельности:

  • оказание гражданам социально-психологических услуг, содействие в предупреждении, разрешении психологических проблем и преодолении их последствий
  • оказание гражданам профориентационных услуг, содействие в профессиональном самоопределении и становлении личности, оказание практической помощи в выборе профессии, смене рода занятий с учетом личностных способностей, склонностей, потребностей рынка труда
  • оказание гражданам консультативных услуг по вопросам профориентации, информирование о профессиях и специальностях, возможностях профессионально-квалификационного роста
  • оказание услуг по тестированию деловых и предпринимательских качеств
    разработка и внедрение программного обеспечения, в том числе на основе интернет-технологий.

Команда специалистов Городского ресурсного центра организует семинары, мастер-классы, различные профориентационные мероприятия, проводит индивидуальные и групповые профдиагностические консультации.

Интернет-сайты о существующих профессиях

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь, включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса за предыдущий год - http://www. abiturient.by

Интернет-сайты по трудоустройству в Республике Беларусь

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь - http://www.mintrud.gov.by

Брестского облисполкома - http://www.brest-region.by

Витебского облисполкома- http://www.vitebsk-region.gov.by

Гомельского облисполкома – http://www.gomel-region.gov.by

Гродненского облисполкома – http://www.grodno-region.gov.by

Минского облисполкома – http://www.minsk-region.gov.by

Могилевского облисполкома – http://www.region.mogilev.by

Минского городского исполнительного комитета – http://www.minsk.gov.by

свернуть

Психологическая мастерская

Каждый старшеклассник сталкивается с одним из самых важных жизненных вопросов – «Кем быть?», «Куда поступать?», «Какую профессию выбрать?» помочь может учитель, семья, но прежде всего профессионалы. Высококвалифицированные психологи способствуют принятию важного решения. В учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», в психологической мастерской вы пройдете глубокое психодиагностическое обследование, получите консультацию психолога по вашим результатам.


Тестирование проводится в компьютерной лаборатории (используется современная компьютерная психодиагностическая программа «Psytest»). Консультация с психологом - это живой диалог о современном мире профессий, о сущности профессиональной деятельности. Результат - осознанный выбор направления профессиональной деятельности!


Цель программы: оказание психологического сопровождения старшеклассникам, абитуриентам при выборе профессии.


Основные темы программы. Всесторонняя компьютерная психодиагностика личности. Получение психологического портрета. Индивидуальная психологическая консультация. Определение  обучаемости, личностных потенциальных способностей к овладению новыми знаниями; выявление преобладающих базовых потребностей, позволяющих улучшить эффективность и повысить трудовое усердие; определение профессиональных склонностей, увлеченность к какому-либо занятию к различным сферам профессиональной деятельности.


Ведущий: Владимир Николаевич Юренков - кандидат психологических наук, доцент; Ирина Сергеевна Журавкина - преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии; Татьяна Викторовна Кецко - преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии, магистр психологии.


Длительность тренинга4 часа.
Место проведения – УО «БГПУ им.М.Танка» (ул. Советская, 18). Время - оговаривается индивидуально.
Стоимость - 20 бел. руб (BYN)
На выходе участники мастерской получают пакет диагностических результатов и консультацию психолога по их использованию.
Заявки просим направлять по электронной почтеskp_bspu@tut.by или по факсу+375(17)327-86-35. 
Телефоны для справок: +375(17)327-79-32, +375(17) 327-86-35.

свернуть
Меню раздела
Опросы
Как Вы оцениваете систему образования города?